мифологическая энциклопедия
А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Э.. Ю.. Я..

ПРЕТ

          (Пройт)
         В греческой мифологии Прет - сын Абанта, царя Аргоса, и его жены Аглаи, брат-близнец Акрисия.
         Абант завещал свое царство сыновьям, потребовав, чтобы они правили попеременно. Однако вражда между Акрисием и Претом началась еще в материнском чреве и еще больше обострилась, когда Прет разделил ложе с дочерью Акрисия Данаей. Поскольку Акрисий решительно отказывался уступить трон, Прет бежал ко двору ликийского царя Иобата и женился на его дочери Сфенебее (по другой версии, ее звали Антея). Став во главе ликийской армии, он отправился утверждать себя на отцовском троне (говорят, что во время войны между Претом и Акрисием был изобретен щит). После кровавой битвы, не принесшей успеха ни одной из сторон, братья неохотно согласились разделить царство между собой. Акрисию достался Аргос, а Прету - Тиринф. Семь огромных киклопов, которых звали еще гастерохейры («брюхорукие»), потому что они были каменщиками и зарабатывали себе на жизнь руками, пришедшие вместе с Претом из Ликии, возвели вокруг Тиринфа массивные «киклопические» стены, использовав для этого такие огромные каменные блоки, что и несколько мулов не смогли бы их сдвинуть с места.
         У Прета нашел убежище изгнанный из Коринфа за убийство Беллерофонт. К несчастью, царская жена Сфенебея влюбилась в пришельца, а когда тот отклонил ее любовь, обвинила его в том, что он пытался соблазнить ее. Поверив жене, но опасаясь нарушить законы гостеприимства, Прет отправил Беллерофонта к своему тестю, ликийскому царю Иобату, вручив ему запечатанное письмо с просьбой погубить пришельца. Впоследствии, узнав об этом письме, Беллерофонт отомстил Сфенебее, поднявшись с ней в воздух на Пегасе и сбросив ее в море (по другой версии, Сфенебея сама покончила с собой).
         Сфенебея родила Прету сына Мегапенфа и трех дочерей - Ифианассу, Ифиною и Лисиппу. Может быть, потому, что они рассердили Диониса, а быть может, потому, что обидели Геру (то ли своим любвеобилием, то ли кражей золота с изваяния богини), три сестры волей богов лишились разума и отправились в исступлении бродить по горам. Вели они себя самым непредсказуемым образом и нападали на путников. Узнав об этом, в Тиринф пришел прорицатель Меламп и предложил излечить царевен в обмен за треть царства, однако Прет счел цену слишком высокой. Спустя некоторое время помешательство распространилось на других местных женщин, которые стали убивать своих детей, бросать дома и, впадая в неистовство, присоединяться к дочерям Прета. Тогда царь принял условия Мелампа и спешно послал за ним. На этот раз Меламп повысил цену и потребовал еще одну треть царства для своего брата Бианта; Прету пришлось согласиться, иначе скоро в его царстве не осталось бы женщин. Затем Меламп с помощью Бианта и других сильных юношей пригнали беспорядочную толпу тиринфянок в Сикион, где безумие покинуло их, после чего они прошли очищение, окунувшись в священный колодец. Не найдя среди этой неприглядной толпы дочерей Прета, Меламп и Биант отправились на поиски и нашли их в пещере на высоком речном берегу. К Лисиппе и Ифианассе вернулся рассудок, и они очистились, а Ифиноя, не выдержав пути, умерла. Получив от Прета, как и было обещано, по трети царства, Меламп женился на Аисиппе, а Биант, чья жена Перо только что умерла, - на Ифианассе.
         Некоторые говорят, что дочерьми Прета были также верная служанка Алкмены фиванка Галинфиада, которая, обманув мойр и Илифию, помогла своей хозяйке родить Геракла, за что Гера превратила ее в ласку, а мойры наградили противоестественным способом зачатия (через ухо) и родов (через рот), и Майра, спутница Артемиды, убитая богиней за то, что уступила любвеобильному Зевсу.
         После смерти Акрисия, убитого по воле богов своим внуком Персеем, Прет захватил аргосский трон. Пришедший в Аргос, чтобы предъявить свои права на царство, Персей обратил Прета в камень, показав ему голову горгоны Медузы, после чего правил всей Арголидой до тех пор, пока Мегапенф, сын Прета, не убил его, отомстив за смерть своего отца.

(Источник: Легенды и мифы Древней Греции и Рима. Кондрашов А. П., 2005)

 

(c) Мифологическая энциклопедия