мифологическая энциклопедия
А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. З.. И.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Э.. Ю.. Я..

ДИОНИС

          (Бахус, Вакх)
         В греческой мифологии Дионис - бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Зевс имел тайную любовную связь с Семелой, приняв вид смертного. Охваченная ревностью Гера, превратившись в старушку соседку, посоветовала Семеле, которая уже была на шестом месяце беременности, поставить своему таинственному возлюбленному условие: пусть он перестанет обманывать ее и откроет свое истинное обличье. Иначе откуда ей знать, что он не урод? Семела послушалась этого совета и, когда Зевс отказал ей в этой просьбе, не захотела делить с ним ложе. Тогда разъяренный бог предстал перед ней в грохоте грома и сверкании молний и испепелил ее и ее терем. Гермес выхватил из пламени недоношенный плод и зашил его в бедро Зевса. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на бедре.
         По приказу Геры титаны утащили новорожденного Диониса - рогатого и увенчанного змеями - и, несмотря на его многочисленные превращения, разорвали на куски, которые сварили в котле, а из пролитой на землю крови выросло гранатовое дерево. Однако его бабка Рея разыскала внука, вновь составила из кусков его тело и вернула к жизни. Персефона, которой Зевс отныне поручил присматривать за ребенком, передала его царю Афаманту и его жене Ино, внушив ей, что ребенка следует растить на женской половине дома, переодетым в девочку. Однако Геру не удалось обмануть и она наказала царскую чету, наслав на Афаманта безумие, в припадке которого тот убил своего сына, приняв его за оленя; спасаясь от обезумевшего Афаманта, Ино с другим сыном бросились в море и утонули. Тогда, по просьбе Зевса, Гермес временно превратил Диониса в козленка или барашка и передал его нимфам, обитавшим на горе Ниса. Они поселили Диониса в пещере, холили и лелеяли его, кормили медом.
         Когда Дионис стал взрослым, Гера признала в нем сына Зевса и вселила в него безумие. Он отправился странствовать по свету, сопровождаемый Силеном и дикой толпой сатиров и менад (вакханок). Побывав в Египте и Сирии, Дионис пришел во Фригию, где Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он возвратился в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос составлявшие команду корабля морские разбойники-тирренцы, не подозревая о божественной природе Диониса, решили продать его в рабство. Они заковали Диониса в цепи, однако оковы сами упали с рук бога. Из палубы стала расти виноградная лоза, вскоре опутавшая всю мачту, оснастка оказалась полностью оплетенной плющом, весла превратились в змей; сам Дионис обернулся львом, а весь корабль наполнился привидениями в образе диких зверей, и зазвучали флейты. Пираты в страхе бросились в воду и превратились в дельфинов. На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с нею в брак; от него она родила много детей, в том числе Энопиона и Фоанта.
         Повсюду, где появлялся Дионис, он учреждал свой культ; везде на своем пути он обучал людей виноградарству и виноделию. В Афинах Дионису дал приют Икарий. В благодарность бог научил Икария делать вино. Первым своим вином Икарий щедро угостил пастухов, но те, опьянев, заподозрили Икария, что он их отравил, и убили его. Дионис наслал на афинян кару, которая была искуплена затем специальным ритуалом. В Калидоне царь Ойней принимал Диониса так радушно, что предложил ему свою жену Алфею, которая позже родила от бога дочерей Деяниру, будущую супругу Геракла, и Торгу. Благодарный Дионис научил Ойнея искусству виноградарства и виноделия.
         В носившем экстатический характер шествии Диониса участвовали сатиры, менады, или вакханки, с увитыми плющом тирсами (жезлами). Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути. Охваченные священным безумием, менады славили Диониса, били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Дионис освобождал людей от мирских забот, снимал с них путы размеренного быта, рвал оковы, которыми пытались опутать его враги, и сокрушал стены. На сопротивлявшихся ему он насылал безумие и страшно их карал. Его двоюродный брат фиванский царь Пенфей, который попытался пресечь вакхические неистовства, был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, в состоянии экстаза принявшей сына за животное (по другой версии, Агава, Ино и Автоноя, сестры Семелы, не признали божественное происхождение своего племянника Диониса, за что тот наслал на них вакхическое безумие, в порыве которого Агава растерзала собственного сына Пенфея). Жестоко расправился Дионис и с отказавшимися участвовать в вакхических шествиях тремя дочерьми орхоменского царя Миния: в порыве насланного богом безумия сестры разорвали сына одной из них, приняв его за оленя, после чего Дионис превратил их в летучих мышей. Царя эдонов Ликурга, оказавшего решительное сопротивление Дионису и его свите, бог лишил рассудка. В безумстве Ликург ударил своего сына Дрианта топором, уверенный, что рубит лозу, и сын скончался. Еще не придя в себя, царь отрезал у трупа нос, уши, пальцы на руках и ногах, после чего вся фракийская земля стала бесплодной, придя в ужас от такого злодеяния. Позже Дионис объявил, что земля не будет родить, пока Ликурга не предадут смерти. Тогда эдоны отвели своего царя на гору, где дикие лошади разорвали его на части. Не менее сурово поступил Дионис с отказавшим ему в почестях Орфеем, за смерть вакханки Дирки он жестоко отомстил Антиопе.
         Лишь установив свой культ во всем мире, Дионис вознесся на небеса и занял свое место по правую руку от Зевса как один из двенадцати великих олимпийских богов. После этого он спустился в царство мертвых, где подкупил Персефону, подарив ей мирт за разрешение забрать с собой его покойную мать Семелу. Зевс предоставил в распоряжение Семелы жилище, на что Гера, скрыв злобу, смолчала. Дионис принимал участие в битве богов-олимпийцев с гигантами, в которой поверг своим тирсом Эврита.

(Источник: Легенды и мифы Древней Греции и Рима. Кондрашов А. П., 2005)

 

(c) Мифологическая энциклопедия